Самые самурайские фильмы про самураев
Хотя о самураях и истории Японии снято достаточно много картин (как и множество исторических картин о других странах и событиях стародавних времен), не все из них можно назвать правдивыми и соответствующими реальности (хотя бы исходя из того, что мы знаем или читаем из подлинных источников). Сама история Японии, особенно в настоящее время, привлекает пристальное внимание не только ученых, но и просто любопытствующий народ. Ведь многим интересно: а как там было, в стародавние времена?
Что ж, кое-какую информацию мы можем почерпнуть из фильмов, которые признаны лучшими из лучших. На тему самураев.
Вот то, что рекомендовано к просмотру, но вовсе не обязательно, если только вы не заделались подлинным фанатом всего японского.
Итак, приступаем!
14 марта 1701 года даймё Асано, враждующий с даймё Кира, нападает на того в коридорах дворца сёгуна и ранит Кира, не стерпев издевательств с его стороны. Так как Асано осмелился обнажить меч во дворце сёгуна, ему приказано уйти в отставку, уединиться в своём замке и совершить сэппуку.
Для тех, кто не в теме:
Его дома и имущество будут конфискованы, а вассалы уволены. 47 самураев князя Асано, лишившиеся со смертью господина своего статуса и ставшие бесприютными ронинами, мстят за опозоренного хозяина.
Легенда о сорока семи ронинах – одно из наиболее популярных японских преданий, которому посвящено множество книг, картин, фильмов и театральных постановок. История основана на реальных событиях, могилы знаменитых воинов даже можно посетить, но версий того, что произошло на самом деле, несчетное множество и каждый рассказывает историю на свой лад.
Так что картину "Сорок семь вассалов эпохи Гэнроку” 1941 года, пожалуй, стоит отнести к наиболее серьезной, классической и тщательно продуманной экранизации истории. Отсюда и множество наград, и культовый статус фильма.
Ну, а теперь поговорим о работах классика японского кино Акиры Куросава / Akira Kurosawa, который по праву считается величайшим режиссером всех времен и народов, чьё творчество оказало огромное влияние не только на национальный, но и на мировой кинематограф. Свой культовый статус драма “Расемон” (1950) получила неслучайно: впервые в мировом кинематографе был использован популярный и по сей день приём показа одного и того же события с нескольких точек зрения с постепенным раскрытием всех деталей. Картина была снята в жанре "дзидайгэки" (фильмы о самураях). Этот фильм, наполненный философским смыслом, переносил зрителя одновременно и в прошлое, и в будущее, рассказывая о насилии и убийстве в феодальной Японии с четырёх абсолютно разных точек зрения. Фильм был отмечен критиками всего мира. "Расёмон" получил главный приз "Золотой лев" на кинофестивале в Венеции (первый в истории фильм не из Европы, получивший этот приз) и специальную премию "Оскар" на церемонии 1952 года за лучший иностранный фильм года. Гений Акиры Куросавы превратил два небольших рассказа в картину, которая до сих пор смотрится на одном дыхании. И-таки "да", именно из неё мы многое смогли узнать о самураях, их своде правил, законов и принципах службы, образе жизни.
С величием и потрясающим талантом Куросавы может соперничать только сам Куросава, поэтому стоит упомянуть еще одну культовую картину режиссера – “Семь самураев” (1954). Это история одной деревни, крестьяне которой отправляются в город в поисках нуждающихся ронинов, что согласятся служить и защищать их от набегов разбойников только за еду, поскольку крестьянам больше нечего им предложить. Картина приобрела огромный успех и признание публики и уже давно растиражирована – от вестерна “Великолепная семерка” до фантастического “Мандалорца”. Секрет успеха самого фильма достаточно прост – он живой и искренний. Он – настоящий.
Также стоит обратить внимание ещё на одну работу великого Мастера – фильм “Телохранитель”(1961) – который многие критики и искусствоведы называют лучшей картиной в истории кино. Хотя известно, что вдохновение для своей ленты Куросава почерпнул не из азиатских легенд и преданий, а из американских детективных романов и фильмов. Он лишь адаптировал сюжеты "нуар" для декораций и пейзажей Страны восходящего солнца. Что тут можно сказать - редкий случай в истории кинематографа, когда копия оказалась намного интереснее и лучше первоисточников.
Следующая работа о самураях, лента “Харакири” (1962) режиссера Масаки Кобаяси / Masaki Kobayashi, не столь раскручена и, возможно, известна не всем поклонникам японского кино, но она отмечена главным призом Каннского кинофестиваля – а это успех, которому могут позавидовать многие кинодеятели. История повествует о нищем ронине Хансиро Цугумо, который ищет место для ритуального ухода из жизни - харакири и приходит в поместье самурайского клана. Ведь чем знатнее клан, тем почётнее считалось совершение харакири в его поместье. В те времена самураи, оказавшиеся без средств к существованию, нередко просили знатные кланы о месте для харакири, надеясь, что вместо этого им предложат службу или дадут денег. Оказавшись в поместье наш герой попутно рассказывает о том, как он стал воином, через что прошел и как сумел сохранить честь даже в тех обстоятельствах, в которых другие покрыли себя позором.
Хотя женщины не могли быть воинами на службе у состоятельной знати, но ведь самурай – это не должность, а состояние духа. Драматический триллер “Госпожа Кровавый снег” (1973) повествует нам о Юки, девочке, с детства воспитывавшейся в жесткой обстановке. Ведь её растили только для того, чтобы отомстить за убитую семью. Двадцать лет Юки проводит, тренируясь под руководством почтенного монаха и готовясь к единственной в своей жизни миссии — отомстить за погибшую мать и убитых отца и брата. И эта месть воистину окажется страшной. Именно из истории “Госпожи Кровавый снег” Квентин Тарантино позаимствовал некоторые сюжетные ходы для своего “Убить Билла”. И этот фильм (понятно дело, я говорю о "Госпоже") стоит увидеть. Но лучше не на ночь глядя...
Притча Джима Джармуша / Jim Jarmusch “Пес-призрак: Путь самурая” (1999) – фильм странный, медитативный и многозначительный, несмотря на вроде бы простоватую основную сюжетную линию. Джармуш, не всегда понимаемый зрителями, всё же имеет своих фанатов (и меня – в том числе). Своим главным героем режиссер и сценарист сделал современного наемного убийцу, работающего на мафиозный клан.
Вместе с убийствами и нападениями киллер в исполнении Фореста Уитекера постигает мудрость японских воинов, столь же самоотверженных, но при этом благородных. Странная ассоциация, которая придала свою особую изюминку этой картине. Не признанная многими, но любимая истинными поклонниками настоящего искусства; интересная картина на стыке японской утонченности и западной практичности.
В 1990-х и 2000-х одним из признанных японских режиссеров стал Такеши Китано / Takeshi Kitano, ещё один столп японского кинематографа.
"Китано - это Япония, какой мы ее еще никогда не видели. У Японии есть злачный низ (якудза, школьное садомазо) и благородный верх (самурайский кодекс, чайная церемония). И нет середины. Китано первым связал низ с верхом в своих непристойных самурайских трагедиях о неизбежной судьбе с глушителем американского производства. Китано - это настоящее мужское кино. Мужчины понимают его без слов. Женщины узнают про ахиллесовы пяты. Китано знает толк в смерти. Он виделся с ней на своем мотоцикле и не был ей чужим до этого. Настоящий самурай не думает ни о чем, кроме нее, поэтому смерть не может застичь его врасплох".
Значит, именно Китано и было суждено снять культовую ленту о самураях. Такая есть в его фильмографии – это “Затоичи” (2003), история слепого мастера, защищающего бедных, обиженных и обездоленных с помощью своей трости и приемов рукопашного боя. Впрочем, свои десятки фестивальных наград фильм получил не за боевые сцены, а за строгий жёсткий взгляд на природу добра и зла, на одержимость властью и деньгами.
Нельзя сказать, что Голливуд старался держаться в стороне от столь ярко завлекательной темы, но конкурировать с японцами на их территории американцам всегда было тяжело. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2000-х, когда в 2003 году на экраны вышел фильм совместного производства США, Новой Зеландии и Японии “Последний самурай” с Томом Крузом в главной роли. Фильм о путешествии американского капитана кавалерии в Японию, о его приключениях, сражениях, о его верности данному слову, любви и ненависти впечатлил даже самих потомков самураев – картина была отмечена кучей призов.
Что ж, выбирать стоящий фильм из современных японских лент о самураях задача непростая, но многие кинокритики да и сами зрители оценили японский боевик “13 убийц” (2010) режиссера Миике Такаси / Miike Takashi. Это ремейк старой ленты, исполненный в стилистике и нарастающем темпе боевиков и триллеров нового тысячелетия, поэтому смотрится лента эффектно и масштабно. В центре сюжета – конфликт властей, который может привести к уничтожению сёгунов. Остановить произвол посланы самураи-наемники, но их оказывается всего 13 против целой армии.
Пожалуй, стоит упомянуть ещё один фильм, в какой-то мере имеющий отношение к самураям. Ведь этот фильм отметили сами японцы.
"Красное солнце" ("Soleil rouge") 1971 года
Пример картины “Семи самураев” показал, что о благородных воинах и защитниках можно снимать ленты самых разных жанров. И “Красное солнце” режиссера Теренса Янга тому доказательство: вестерн, триллер, кино про самураев, драма-боевик и даже чуть-чуть комедии - всё это можно подать в "одном флаконе". Такой ещё молодой красавец Ален Делон, брутальный Чарльз Бронсон, холодный и невозмутимый Мифунэ Тосиро / Mifune Toshiro и горячая красотка Урсула Андресс объединили свои усилия и сделали кино, от которого многие не смогут оторваться. Даже сейчас. Ностальгия однако...
А напоследок я скажу, ... точнее предложу.
Всем, кого заинтересовала история о преданности, верности и чести, что ценились во все времена, но сейчас почему-то уходят на задний план, хочу предложить посмотреть небольшой фильм - реальную историю 47 ронинов.
Только ввиду гугльского перевода, не ужасайтесь, пожалуйста, ужасающим русским субтитрам.
Добавил Кумихо-ши, 31.03.21
Нравится:
Благодарностей: 10 показать