Действие фильма начинается в 1988 году. Обыкновенный и ничем не примечательный бизнесмен по имени О Дэ Су (
) в день рождения своей трёхлетней дочери по пути домой напивается, начинает хулиганить и закономерно попадает в полицейский участок.
). Пока Чжу Хван звонит домой жене незадачливого пьяницы, О Дэ Су пропадает. Неизвестные похищают его и помещают в камеру частной тюрьмы, работники которой специализируются на таких заключениях. Тюрьма находится (как позже узнаёт герой) на «седьмом с половиной» этаже. Камера состоит из комнаты и санузла, в ней есть телевизор, но нет окон.
О Дэ Су проводит в заточении пятнадцать лет.
- «Олдбо́й» — южнокорейский драматический детектив, вторая часть «трилогии о мести» режиссёра и сценариста Пака Чхан Ука.
- Первый фильм трилогии
"Сочувствие господину Месть" (2002)
- Второй фильм трилогии —
"Сочувствие госпоже Месть" (2005).
- В основу сценария фильма легла одноимённая манга 1996 года японских авторов Гарона Цутии и Нобуаки Минэгиси.
- При бюджете в 3 000 000 долларов сборы во всём мире составили 14 980 005 долларов.
- Фильм удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля 2004 года. Председатель жюри Квентин Тарантино назвал фильм «абсолютным шедевром» и голосовал за его награждение «Золотой пальмовой ветвью», но для приза фильму не хватило одного голоса члена жюри.
- В Корее фильм удостоился награды «Большой колокол» (южнокорейский эквивалент «Оскара») за «Лучшего актёра», «Лучшего режиссёра», «Лучший монтаж», «Лучшую музыку» и «Лучший свет».
- Фильм занял восемнадцатое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа».
В 2008 году зрители американского телеканала CNN назвали «Олдбой» одним из десяти лучших азиатских фильмов в истории.
- В 2013 году вышел американский ремейк фильма. Исполнитель главной роли Чхве Мин Сик в 2008 году признался французским репортёрам, что он разочарован политикой Голливуда оказывать давление на азиатских и европейских режиссёров с целью создания ремейков иностранных фильмов в США.
Исполнительный продюсер фильма Ким Дон Чжу купил права на японскую мангу за 11 тысяч евро и пригласил режиссёра Пака Чхан Ука и актёра Чхве Мин Сика.
Впервые Пак прочитал мангу по рекомендации режиссёра Пона Чжун Хо, а когда его пригласили снимать по ней фильм, решил внести в историю существенные изменения. По словам Чхан Ука, у фильма общее с оригинальной мангой — только частная тюрьма и история человека, который заново рождается благодаря своему пленению, и тот факт, что злодей не прячется от своего врага.
Режиссёр хотел сделать фильм, который начинался бы с середины самого драматического момента всей истории, например, он мог бы начать его с середины сцены секса или с середины сцены драки. Первая сцена фильма — одна из самых любимых сцен Пака Чхан Ука, которую он когда-либо снял. В её создании ему очень помог актёр О Хван Рок, играющий самоубийцу.
Чхве Мин Сик, исполняющий роль О Дэ Су, шесть недель усиленно тренировался в спортзале и похудел на 10 кг, после чего сам выполнял почти все трюки на съёмках. На съёмки сцены массовой драки в коридоре тюрьмы ушло три дня, и в ней практически не использовалась компьютерная графика — на компьютере был нарисован лишь нож, торчащий из спины О Дэ Су. Ещё раз компьютерная графика была использована в сцене, где муравьи ползают по лицу и рукам О Дэ Су. Сцена с поеданием живого осьминога была снята за четыре дубля. Чхве Мин Сик — буддист, и перед тем, как его съесть, должен был помолиться. Стоит отметить, что в Корее действительно едят живых осьминогов, как это делает главный герой, но перед этим их обычно режут на кусочки и приправляют соусом. Завоевав Гран-при на Каннском кинофестивале, режиссёр в публичной речи поблагодарил осьминога наравне с актёрами и съёмочной группой. В сцене танца О Дэ Су с игрушечными крыльями в полицейском участке Чхве Мин Сик попросил оператора, чтобы в кадр попали его ноги — он хотел сымитировать знаменитую «лунную походку» Майкла Джексона.
На роль Ли У Чжина режиссёр хотел найти актёра, который как можно меньше казался бы злым. Пак Чхан Ук первоначально хотел снять актёра Хана Сок Кю, который уже играл соперника героя Чхве Мин Сика в фильме «Шири», но в итоге на эту роль был выбран Ю Чжи Тэ, которого порекомендовал сам Чхве[12]. Герой Ю Чжи Тэ предстаёт в фильме в образе верховного существа, неподвластного времени:
«На примере Мстителя, который действительно выглядит очень юно, хотя ему должно быть сильно за 40, я хотел показать, что происходит с человеком, который подчиняет всю свою жизнь одной цели. Он, по сути, не живёт и потому не стареет. Мститель вообще не вполне человек, по крайней мере, сам он себя таковым не считает. Мы сняли одну сцену — она не вошла в окончательную версию фильма, — в ней Мститель репетирует свой финальный разговор с О. Отрабатывает жесты, интонации, заранее планирует, что он будет говорить, в случае если разговор примет тот или иной оборот. Я её потом вырезал: не хотел, чтобы зритель раньше времени догадался, о чём будет этот последний решающий разговор. Но теперь даже жалею, потому что она многое объясняла».
Кан Хё Чжон, исполняющая роль Ми До, была выбрана из 300 актрис. Режиссёр Ким Чжи Ун и актёр Соль Кён Гу, которые помогали Паку Чхан Уку при прослушивании, одобрили его выбор.
Финальная сцена в заснеженном лесу была снята в Новой Зеландии. В одном из интервью Пак Чхан Ук сказал, что намеренно сделал конец непонятным, чтобы зрители сами могли поразмыслить о том, сумел О Дэ Су похоронить свои воспоминания или нет.
Мировая премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале, где он был удостоен Гран-при. «Олдбой» — первый фильм режиссёра, попавший в основную конкурсную программу фестиваля.
Председатель жюри Квентин Тарантино дал крайне высокую оценку фильму и признался, что плакал во время его просмотра:
«Это был лучший фильм фестиваля. Мне кажется, это абсолютный шедевр — подобные появляются раз в десять лет, не чаще.
Он превращает корейскую кинематографию в самое интересное культурное явление в мире».
На вопрос журналистов о сравнении фильма «Олдбой» с фильмом Тарантино «Убить Билла» (который также участвовал в фестивале, но во внеконкурсной программе), Чхан Ук сказал следующее:
«Да, это фильмы о мести, но мы действительно подходим к ней с разных позиций. Тарантино трансформирует насилие в источник визуального наслаждения. Я же считаю, что насилие причиняет боль и насильнику, и жертве. Моя задача — протранслировать эту боль залу. Мститель, даже получая удовлетворение, все равно испытывает чувство вины — вот моя основная мысль. У Тарантино же месть превращается в чистое наслаждение».
Если в фильме «Сочувствие господину Месть» Пак Чхан Ук старался создать максимальный минимализм, то в «Олдбой» он хотел создать эстетику чрезмерности, поэтому в фильме присутствуют куски вальса, танго, техно. Музыка постоянно звучит в фильме, что означает «неуловимое время, которое течёт безостановочно». В некоторых сценах были использованы отрывки из концерта «Зима» цикла «Времена года» Антонио Вивальди. Композитор Чо Ён Ук, работающий над саундтреком к фильму, получил «Корейскую кинопремию» и «Большой колокол» за «Лучшую музыку»
Алексей Мунипов (журнал «Премьер») о саундтреке к фильму:
«Сложно писать об этом диске спокойно, не впадая в пафос и удерживаясь от криков „лучшая музыка к движущимся картинкам за последние …цать лет“. Тем не менее слова Квентина Тарантино об „Олдбой“ („абсолютный шедевр; подобные фильмы появляются раз в десять лет, не чаще“) в полной мере можно отнести и к работе Чо Ён Ука: столь конгениальной драматическому действию музыки давно не доносилось с экрана». «Возможно, голливудские кинокомпозиторы тоже смогли бы сочинить что-нибудь подобное — но для этого их следовало бы сперва на 15 лет усадить в комнату, лишенную окон»
2004 год
— Азиатско-тихоокеанский кинофестиваль : Лучший актёр (Чхве Мин Сик), Лучший режиссёр (Пак Чхан Ук),
— Ассоциация кинокритиков Бельгии:Гран-при жюри (Пак Чхан Ук)
— Международный кинофестиваль в Бергене :Приз зрительских симпатий
— Премия «Голубой дракон» : Лучший актёр (Чхве Мин Сик), Лучший режиссёр (Пак Чхан Ук), Лучшая женская роль второго плана (Кан Хё Чжон)
— Премия британского независимого кино: Лучший иностранный независимый фильм
— Каннский кинофестиваль: Гран-при жюри (Пак Чхан Ук)
— Премия «Большой колокол»: Лучший режиссёр (Пак Чхан Ук), Лучший актёр (Чхве Мин Сик), Лучший монтаж (Ким Сон Бом), Лучшая музыка (Чо Ён Ук), Лучший свет
— Корейская кинопремия: Лучший фильм, Лучший режиссёр (Пак Чхан Ук), Лучший актёр (Чхве Мин Сик), Лучшая музыка (Чо Ён Ук)
— PaekSang Arts Awards: Лучшая новая актриса (Юн Чжин Со), Лучший актёр (Чхве Мин Сик)
— Премия кинокритиков Пусана: Лучший фильм, Лучшая актриса (Кан Хё Чжон), Лучший режиссёр (Пак Чхан Ук), Лучшая операторская работа (Чхун Чхун Хун)
— Кинофестиваль в Сиджесе: Лучший фильм
José Luis Guarner Critic’s Award
— Международный кинофестиваль в Стокгольме: Приз зрительских симпатий
— Director’s Cut Awards: Лучший режиссёр (Пак Чхан Ук), Лучший актёр (Чхве Мин Сик), Лучший продюсер (Ким Дон Чжу)
2005 год
— Международный кинофестиваль в Бангкоке: Лучший режиссёр (Пак Чхан Ук)
— Гонконгская кинопремия: Лучший азиатский фильм
2006 год:
— Ассоциация кинокритиков Остина: Лучший иностранный фильм