Гимназия в Хиросиме. В классе учителя Китагавы слушают по радио рассказ об атомной бомбардировке Хиросимы. Внезапно падает в обморок ученица Матико Оба. Она страдает белокровием. Треть учеников класса также пережили атомную бомбардировку. В эти дни в Хиросиме уже мало что напоминает тот день, на улицах можно снова услышать милитаристскую песню «Марш боевых кораблей».
В тот день Матико вместе с учителем Ёнэхарой и остальными учениками попали под атомную бомбардировку. Тогда же погибли родители мальчика Юкио Эндо. Юкио отправился в больницу навестить умирающего отца. Отец выглядел так ужасно, что Юкио с трудом узнал его.
Окончилась война. Прошло уже восемь лет с того дня, когда на город была сброшена атомная бомба. Юкио скитался по колониям для беспризорных, жил у своего дяди. Он опускается всё ниже и ниже ...
«Хиросима» — японский чёрно-белый фильм-драма, поставленный представителем «независимого» японского кино, режиссёром Хидэо Сэкигава в 1953 году. В основу повествования положены отдельные части книги профессора Хиросимского университета Арата Осада «Дети атомной бомбы» (за год до фильма Сэкигавы, к адаптации этого же произведения обращался Канэто Синдо, снявший фильм «Дети атомной бомбы», более известный под его названием в мировом прокате как «Дети Хиросимы»)
О фильме
Японский профсоюз учителей в 1952 году обратился к независимым кинематографистам с просьбой экранизации книги профессора Хиросимского университета Арата Осада «Дети атомной бомбы». В том же году Канэто Синдо, откликнувшись на это предложение, написал сценарий и поставил одноимённую адаптацию книги, которую профсоюз преподавателей профинансировал. Однако, несмотря на успех картины, как в прокате, так и на международных кинофорумах, профсоюз остался не доволен работой Синдо. Слишком лиричной показалась им интонация ленты и казалась недостаточно действенной в качестве призыва к борьбе против атомной бомбы. Представители профсоюза обратились к другому режиссёру, на сей раз к Хидэо Сэкигаве, с тем, чтобы сделать иной фильм на основе всё той же книги.
Сэкигава к тому моменту уже зарекомендовал себя как автор антивоенных произведений, поставив в 1950 году фильм «Слушай голос океана», основанный на дневниках и письмах погибших на войне студентов. Затем им была снята кинолента «Рассвет 15 августа» (1952), повествующая о горьком дне капитуляции Японии во Второй мировой войне.
Постановка Сэкигавы в большей степени способствовала кристаллизации чувств, направленных против Бомбы, нежели фильм «Дети атомной бомбы» (в мировом прокате более известной как «Дети Хиросимы»), которая превратила атомную бомбардировку из исторического события в современную проблему жертв, страдающих от радиации.
Но и «Хиросима» Сэкигавы не была лишёна недостатков. Если фильм Синдо имеет ряд наград международных киносмотров, то кинолента Сэкигавы осталась без призов. Фильм не вошёл даже в список из 25 названий, номинированных в том году на премию критиков журнала «Кинэма Дзюмпо», не получил он и какого бы то ни была приза на Берлинском международном кинофестивале 1955 года, где был представлен от Японии в конкурсной программе.
Даже левая кинокритика прохладно отнеслась к этой ленте. Если Акира Ивасаки в своих трудах лишь бегло упоминает о фильме Сэкигавы, не давая какой-либо ему оценки, то Тадао Сато в своей книге «Кино Японии» (вышедшей в русском переводе в издательстве «Радуга» в 1988 году), пишет следующее:
"... Сэкигава приложил все силы, чтобы как можно достовернее воссоздать ужас атомного взрыва, но именно эти его технические усилия явились главной причиной неудачи. Несмотря на запоминающиеся трагические сцены, в которых, например, обожжённые жертвы бросаются в реку, чтобы облегчить страдания (позже эти кадры были использованы Аленом Рене в его фильме «Хиросима, любовь моя»), в целом этой работе недостаёт художественного мастерства...
— Тадао Сато"