Странные звонки и проклятия: как пережить самоизоляцию и не сойти с ума
Япония – это удивительная страна, в ней многое, на первый взгляд, кажется экзотичным и непонятным. Но также Япония удивительна своим кинематографом, необычным, неповторимым и во многом не схожим не только с кинематографом европейских стран, но даже и азиатских. Рынок мирового кинематографа давно уже перенасыщен ужасами про демонов, призраков, мистических убийц, кровавых разборок. Кто-то уже давно переел разнообразные страшилки даже от "великих отцов" великого "ужаса", но… японские мистические фильмы ужасов, несмотря ни на что, обеспечат вам очень яркие незабываемые эмоции благодаря непривычным для нас культурным особенностям страны Восходящего солнца.
И вот вам пять признанных лучшими представителей хоррора из Японии.
Если спросить типичного любителя ужасов, что же такое японский хоррор, скорее всего вы услышите единственное название — "Звонок". И как бы ни хотелось отнести это к книге Кодзи Судзуки (автору цикла романов "Звонок"), ответ, конечно же, относится к фильму. Тому самому, знаменитому, единственному и неповторимому.
Сюжет первого фильма ужасов в жанре J-Horror, снятый режиссером Тисуя Такигавой / Tisuy Takigawa по мотивам романа Кодзи Судзуки, имеет много общего с легендой из японского фольклора Банте Сараясики (о привидении Окику), некоторыми элементами национальных легенд (например, Ецуя Кайдан - характерная для культуры Японии история о призраках, мести и карме) и историй о духах юрэй и онрё Сам же персонаж проклятой девушки Садако Ямамуры основан на образе реально существовавшей Садако Такахаси (девушка была медиумом, обладавшим редким даром нэнся — способностью силой мысли запечатлевать образы на различных предметах).
Сюжет знаменитой картины известен всем. Молодой журналист Кадзуюки Асакава расследует происхождение смертоносной видеокассеты: в квартире того, кто ее посмотрит, раздается телефонный звонок, а затем, через семь дней, человек умирает. В процессе расследования Асакава и его друг, к которому он обратился за помощью, узнают, что кассету создала девушка по имени Садако Ямамура....
Позже фильм был переснят в Южной Корее и в США, но именно японский вариант обладает особым незабываемым форматом, в частности музыкой и цветовой палитрой, которые мастерски обыгрывают мрачную атмосферу и появление чисто японского бестелесного образа с длинными черными волосами.
Собственно, сам фильм "Проклятие", как и его ближайший конкурент хоррор "Звонок", относится к так называемым "нео-кайданам" – историям о мстительных призраках, основанным на японской мифологии и, как это ни странно звучит, приемах японского традиционного театра. Но только действие такого рода фильмов происходит в наши дни, на улицах мегаполисов. Если персонажи "Звонка" по доброй воле пытаются играть с роком, начиная смотреть кассету, несмотря на зловещее предупреждение, то героям "Проклятий" достаточно просто зайти в роковой дом. Вот так вот: взять и зайти. И всё! Призрак женщины и ее сына, которых убил ревнивый муж, начинают преследовать вас где угодно, когда угодно, пока не прикончат.
Режиссер Симидзу Такаси / Shimizu Takashi снял этот хоррор по собственному сценарию. Он потрясающе работал с камерой, атмосферой, саспенсом тревожного ожидания и ненавязчивой, но жуткой музыкой. Что и оставило неизгладимый след в душах зрителей.
Картина обрела вполне заслуженный огромный успех, и всего через год Такаси снял сиквел, объединяющий шесть глав повествования. Затем, ещё через год, вышел американский ремейк хоррора, за которым последовало еще два американских сиквела. В 2020 году вышел еще один ремейк, снятый Николасом Пешем. Но, с каждым разом, "Проклятие" все больше теряло свою аутентичность, и два японских варианта остаются лучшими по сей день.
Куросава Киёси / Kurosawa Kiyoshi привлек внимание зрителей уже после выхода картины "Исцеление" / "Cure", где были очень удачно проработаны звуковой ряд, визуальная часть и сюжет, посвященный расследованию серии загадочных убийств. Хоррор "Пульс", цветовая палитра которого отличается блёклостью, отсутствием ярких красок и их приглушённостью, в свою очередь стал участником "Особого взгляда" на Каннском кинофестивале и полюбился множеству зарубежных фанатов фильмов ужасов. В 2006 году даже вышел американский ремейк этого хоррора.
Молодой программист Тагути совершает суицид, но перед этим передаёт своей знакомой некую дискету. На ней оказываются какие-то странные изображения. Друг Тагути приходит в его дом в поисках истины и находит лист с названием "Инструкция к запретной зоне", после чего, проникнув туда, он встречает призрака. Другой знакомый Тагути на развлекательном сайте наталкивается на фразу "Ты хочешь увидеть призраков?", а ещё один из группы сотоварищей, пытающихся докопаться до истины, рассказывает, что мир призраков переполнен и теперь они пытаются захватить мир людей.
Проблемы начинаются и у других людей. В обществе наступает паника, а люди самоизолируются в ожидании неминуемой гибели.
В своей работе Куросава делает акцент на страхе не перед самими призраками (хотя и они достаточно жутко выглядят), а перед одиночеством и неизвестностью, которые приводят к болезненной изоляции. В рамках своего социального посыла режиссер в тусклых и холодных тонах показывает умирающий город и его жителей: они разделены, разобщены, потеряны и постепенно превращаются в призраков, которым суждено стать той самой растаявшей тенью.
В 2001 году Наката Хидэо / Nakata Hideo снимает очередную картину о призраках, основанную на рассказе Кодзи Судзуки, того самого, плодовитого автора "Звонков".
Ёсими Мацубара и ее пятилетняя дочь Икуко живут в жутком многоквартирном доме. Подобно мрачным видениям их преследуют темная вода, капающая с потолка и сочащаяся из стен, и маленькая красная сумка, принадлежавшая девочке, которая пропала при загадочных обстоятельствах два года назад. Ёсими пытается разобраться в причинах происходящего, чтобы наладить свою жизнь и защитить от неизвестной угрозы свою маленькую дочь.
Картина снята в грязных, тусклых тонах при участии оператора Дзюнъитиро Хаяси / Junichiro Hayashi, работавшего над "Звонком" и "Пульсом", и композитора обеих частей "Звонка" - Кэндзи Каваи / Kenji Kawai.
Для "Темных вод" режиссер подобрал отличные локации, в которых появление призраков выглядит еще более пугающим, что и помогало создавать мрачную, удушливую атмосферу.
Стилистически картина относится скорее к мистической мелодраме, чем к классическим фильмам ужасов. Но фильм пронизан гнетущим настроением страха, оно нарастает постепенно и достигает своего пика в финале фильма, разрешаясь весьма мелодраматично.
Фильм ужасов Миике Такаси / Miike Takashi (автора потрясающих "Кинопроб" / "Audition") снят по мотивам произведения Ясуси Акимото и в основе сюжета лежат загадочные смерти молодых людей. Незадолго до гибели все они получают голосовые сообщения: ваш телефон звонит, но вместо привычного сигнала звучит странная незнакомая мелодия; вы не успеваете ответить, так как на дисплее появляется надпись: 1 пропущенный звонок; номер звонившего - ваш собственный. Время звонка кажется очень странным: оно сдвинуто в будущее ровно на три дня, а на автоответчике одно сообщение - это ваш собственный голос, какие-то посторонние звуки и вдруг — леденящий душу предсмертный крик.
Это кажется чьей-то дурацкой шуткой, но жить вам осталось ровно три дня…
Юми, последняя из выживших, и бывший полицейский Хироси начинают собственное расследование с целью прервать цепочку смертей.
Картина очень тщательно создает мрачную атмосферу, которая оттеняет расследование главных героев. Для создания этой особой атмосферы ужаса съемки фильма частично проходили в одной из заброшенных больниц Токио. Фильм стал настолько популярен, что к нему был выпущен 10-серийный сериал, а затем сняты сиквел и триквел столь знаменитого хоррора.
И вот вам пять признанных лучшими представителей хоррора из Японии.
Если спросить типичного любителя ужасов, что же такое японский хоррор, скорее всего вы услышите единственное название — "Звонок". И как бы ни хотелось отнести это к книге Кодзи Судзуки (автору цикла романов "Звонок"), ответ, конечно же, относится к фильму. Тому самому, знаменитому, единственному и неповторимому.
Сюжет первого фильма ужасов в жанре J-Horror, снятый режиссером Тисуя Такигавой / Tisuy Takigawa по мотивам романа Кодзи Судзуки, имеет много общего с легендой из японского фольклора Банте Сараясики (о привидении Окику), некоторыми элементами национальных легенд (например, Ецуя Кайдан - характерная для культуры Японии история о призраках, мести и карме) и историй о духах юрэй и онрё Сам же персонаж проклятой девушки Садако Ямамуры основан на образе реально существовавшей Садако Такахаси (девушка была медиумом, обладавшим редким даром нэнся — способностью силой мысли запечатлевать образы на различных предметах).
Сюжет знаменитой картины известен всем. Молодой журналист Кадзуюки Асакава расследует происхождение смертоносной видеокассеты: в квартире того, кто ее посмотрит, раздается телефонный звонок, а затем, через семь дней, человек умирает. В процессе расследования Асакава и его друг, к которому он обратился за помощью, узнают, что кассету создала девушка по имени Садако Ямамура....
Позже фильм был переснят в Южной Корее и в США, но именно японский вариант обладает особым незабываемым форматом, в частности музыкой и цветовой палитрой, которые мастерски обыгрывают мрачную атмосферу и появление чисто японского бестелесного образа с длинными черными волосами.
Собственно, сам фильм "Проклятие", как и его ближайший конкурент хоррор "Звонок", относится к так называемым "нео-кайданам" – историям о мстительных призраках, основанным на японской мифологии и, как это ни странно звучит, приемах японского традиционного театра. Но только действие такого рода фильмов происходит в наши дни, на улицах мегаполисов. Если персонажи "Звонка" по доброй воле пытаются играть с роком, начиная смотреть кассету, несмотря на зловещее предупреждение, то героям "Проклятий" достаточно просто зайти в роковой дом. Вот так вот: взять и зайти. И всё! Призрак женщины и ее сына, которых убил ревнивый муж, начинают преследовать вас где угодно, когда угодно, пока не прикончат.
Режиссер Симидзу Такаси / Shimizu Takashi снял этот хоррор по собственному сценарию. Он потрясающе работал с камерой, атмосферой, саспенсом тревожного ожидания и ненавязчивой, но жуткой музыкой. Что и оставило неизгладимый след в душах зрителей.
Картина обрела вполне заслуженный огромный успех, и всего через год Такаси снял сиквел, объединяющий шесть глав повествования. Затем, ещё через год, вышел американский ремейк хоррора, за которым последовало еще два американских сиквела. В 2020 году вышел еще один ремейк, снятый Николасом Пешем. Но, с каждым разом, "Проклятие" все больше теряло свою аутентичность, и два японских варианта остаются лучшими по сей день.
Куросава Киёси / Kurosawa Kiyoshi привлек внимание зрителей уже после выхода картины "Исцеление" / "Cure", где были очень удачно проработаны звуковой ряд, визуальная часть и сюжет, посвященный расследованию серии загадочных убийств. Хоррор "Пульс", цветовая палитра которого отличается блёклостью, отсутствием ярких красок и их приглушённостью, в свою очередь стал участником "Особого взгляда" на Каннском кинофестивале и полюбился множеству зарубежных фанатов фильмов ужасов. В 2006 году даже вышел американский ремейк этого хоррора.
Молодой программист Тагути совершает суицид, но перед этим передаёт своей знакомой некую дискету. На ней оказываются какие-то странные изображения. Друг Тагути приходит в его дом в поисках истины и находит лист с названием "Инструкция к запретной зоне", после чего, проникнув туда, он встречает призрака. Другой знакомый Тагути на развлекательном сайте наталкивается на фразу "Ты хочешь увидеть призраков?", а ещё один из группы сотоварищей, пытающихся докопаться до истины, рассказывает, что мир призраков переполнен и теперь они пытаются захватить мир людей.
Проблемы начинаются и у других людей. В обществе наступает паника, а люди самоизолируются в ожидании неминуемой гибели.
В своей работе Куросава делает акцент на страхе не перед самими призраками (хотя и они достаточно жутко выглядят), а перед одиночеством и неизвестностью, которые приводят к болезненной изоляции. В рамках своего социального посыла режиссер в тусклых и холодных тонах показывает умирающий город и его жителей: они разделены, разобщены, потеряны и постепенно превращаются в призраков, которым суждено стать той самой растаявшей тенью.
В 2001 году Наката Хидэо / Nakata Hideo снимает очередную картину о призраках, основанную на рассказе Кодзи Судзуки, того самого, плодовитого автора "Звонков".
Ёсими Мацубара и ее пятилетняя дочь Икуко живут в жутком многоквартирном доме. Подобно мрачным видениям их преследуют темная вода, капающая с потолка и сочащаяся из стен, и маленькая красная сумка, принадлежавшая девочке, которая пропала при загадочных обстоятельствах два года назад. Ёсими пытается разобраться в причинах происходящего, чтобы наладить свою жизнь и защитить от неизвестной угрозы свою маленькую дочь.
Картина снята в грязных, тусклых тонах при участии оператора Дзюнъитиро Хаяси / Junichiro Hayashi, работавшего над "Звонком" и "Пульсом", и композитора обеих частей "Звонка" - Кэндзи Каваи / Kenji Kawai.
Для "Темных вод" режиссер подобрал отличные локации, в которых появление призраков выглядит еще более пугающим, что и помогало создавать мрачную, удушливую атмосферу.
Стилистически картина относится скорее к мистической мелодраме, чем к классическим фильмам ужасов. Но фильм пронизан гнетущим настроением страха, оно нарастает постепенно и достигает своего пика в финале фильма, разрешаясь весьма мелодраматично.
Фильм ужасов Миике Такаси / Miike Takashi (автора потрясающих "Кинопроб" / "Audition") снят по мотивам произведения Ясуси Акимото и в основе сюжета лежат загадочные смерти молодых людей. Незадолго до гибели все они получают голосовые сообщения: ваш телефон звонит, но вместо привычного сигнала звучит странная незнакомая мелодия; вы не успеваете ответить, так как на дисплее появляется надпись: 1 пропущенный звонок; номер звонившего - ваш собственный. Время звонка кажется очень странным: оно сдвинуто в будущее ровно на три дня, а на автоответчике одно сообщение - это ваш собственный голос, какие-то посторонние звуки и вдруг — леденящий душу предсмертный крик.
Это кажется чьей-то дурацкой шуткой, но жить вам осталось ровно три дня…
Юми, последняя из выживших, и бывший полицейский Хироси начинают собственное расследование с целью прервать цепочку смертей.
Картина очень тщательно создает мрачную атмосферу, которая оттеняет расследование главных героев. Для создания этой особой атмосферы ужаса съемки фильма частично проходили в одной из заброшенных больниц Токио. Фильм стал настолько популярен, что к нему был выпущен 10-серийный сериал, а затем сняты сиквел и триквел столь знаменитого хоррора.
Добавил Кумихо-ши, 08.05.20
Нравится:
Благодарностей: 1 показать