Токейдзи - "Храм Разводов" в КамакуреБуддийский храм Токейдзи (Tokeiji) когда-то был известен как один из пяти женских монастырей, из которых он единственный сохранился.
Он был основан в 1285 году вдовой регента камакурского сёгуната.
После смерти мужа она приняла монашеский постриг и была известна под именем монахини Какусан-ни (Kakusan-ni). Токейдзи, прежде всего, известен тем, что на протяжении многих веков был первым и единственным правовым институтом, отстаивающим интересы женщин в Японии.
В старой Японии женщины были лишены права быть инициатором развода, в то время как мужчины с легкостью могли разорвать брак.
Для того, чтобы избавиться от надоевшей жены, мужчине достаточно было написать короткое бракоразводное письмо (Mikudarihan) или «Записку в три с половиной строчки». «Записка» была формализована и звучала следующим образом: «Я развожусь с тобой, и на то у меня есть личные причины. Ты можешь идти - куда хочешь и выходить замуж – за кого хочешь».
При этом женщина не имела ни права забрать своих детей, ни каких-либо имущественных прав.
В отличие от женщин, для состоятельного мужчины было совершенно естественным иметь любовные связи на стороне. Так, например, известно, что один из представителей рода Минамого имел не менее 40 (!) побочных детей, а один из сёгунов Токугава периода Эдо был причастен к появлению на свет более 60 отпрысков. При этом женщины ни при каких обстоятельствах не могли затевать бракоразводный процесс, пусть даже их мужья были развратниками, пьяницами, садистами... Единственным шансом на спасение от невыносимой жизни был женский монастырь Токейдзи.
Пытаясь хоть как-то помочь женщинам, страдающим от жестокого обращения в семье, монахини монастыря добились того, что сёгунат наделил Токейдзи полномочиями помогать женщинам, желающим освободиться от семейных оков. Для этого женщине достаточно было провести три года в монастыре, и она автоматически объявлялась свободной от обязательств перед мужем.
Именно поэтому другое распространенное в народе название монстыря Токейдзи – «храм Разводов».
Местные жители всячески помогали женщинам, ищущим убежища в монастыре, многие литературные произведения того времени повествуют о женщинах, спасающихся от преследователей, посланных разгневанными мужьями. Когда народ видел такую мечущуюся женщину, обязательно находились те, кто указывал нужное направление, чтобы, успев добежать до ворот «храма Разводов», несчастная могла спастись.
Со временем все больше женщин искало прибежища с стенах монастыря Токейдзи. Многие мужья вызывались в местные суды и вынуждены были подписывать бракоразводные документы. Напротив храма когда-то находилось три общежития для размещения беглянок.
В литературных произведениях, предназначенных для простых людей, часто описывались сцены, относящиеся к обители Токейдзи.
В народе говорили, что Токейдзи – это место, где мужчины вынуждены смирять свою гордыню.
Статус монастыря был настолько высок, что его посланницы освобождались от обязанности падать ниц перед лордами-правителями, как это делали все остальные.
Со времени своего основания, на протяжении более 600 лет, ни один мужчина не мог переступить порог монастыря. Законные права «монастыря Разводов» неуклонно соблюдались вплоть до 1873 года, когда эту функцию взяло на себя Министерство Юстиции, а женщины получили право подавать на развод наравне с мужчинами. В это же время новое правительство прекратило финансирование обители, и дела постепенно пришли в упадок. К концу 19-го века в Токейдзи оставалась только настоятельница со своей служанкой, да любимый кот.
В 1902 году Токейдзи прекратил свое существование как женский монастырь, и стал ответвлением монастыря Энгакудзи секты Ринзай, а его настоятелем впервые стал мужчина.
Источник Охагуро – японская традиция чернения зубов. Охагуро практиковалось в Японии по крайней мере с периода Асука. Чернота лака стала считаться красивой и утончённой, однако у неё было и утилитарное назначение: лак восполнял недостаток железа и помогал сохранить зубы здоровыми.
Охагуро стало ассоциироваться с замужними женщинами, у которых стойкость краски на зубах сравнивалась с бесконечной верностью мужу.
Чернение зубов указывало на замужний статус женщины. Перед тем, как войти в дом мужа, жена обходила семерых родственников, которые давали ей содержащую железо краску, и затем начиналась процедура под названием «первое чернение».
Ее важность выражалась такой пословицей — «Поскольку черный цвет всегда остается черным, не изменяясь, такими будут и отношения между мужем и женой». Очерненные зубы показывали, что жена клялась в вечной преданности супругу.
Кроме чернения зубов, и девочкам и мальчикам, в том числе сбривали естественные брови и рисовали их (хикимаю).
Традиция продолжалась, во всяком случае, в императорском окружении до конца периода Эдо.
Чернить зубы было принято при заключении политических браков, когда девочки высокопоставленных военных выходили замуж.
Традиция сохранилась вплоть до эпохи Эдо, когда все замужние женщины сбривали брови и красили зубы.
5 февраля 1870 года правительство Мэйдзи запретило практику охагуро, но сегодня охагуро можно увидеть районах, где проживают гейши, а также во время национальных праздников.
© Википедия.