Женщины-самураи. Легенда или быль…
Существовали ли в Японии женщины-воины, подобные самураям?
Да. Существовали. Онна-бугэйся.
Так кто же они такие и чем прославились?
Онна-бугэйся (On'nabugeisha -女武芸者) - онна (женщина) и бугэйся (человек боевых искусств) или женщины-воины, действительно, существовали! Эти женщины, рожденные в самурайской семье в феодальной Японии, принадлежали к привилегированному сословию и обучались искусству ведения боя.
Называть их самураями некорректно, ведь слово "самурай" (侍) используется только в отношении мужчин. Однако женщины-воины ничем не уступали настоящим самураям: их воспитывали и обучали военному делу, не делая скидку на принадлежность к слабому полу. Из оружия онна-бугэйся учили пользоваться нагинатой (искусство нагинатадзюцу) - японская алебарда, а также копьём яри (обычное копье со множеством видов модификации самого клинка). Вместо катаны они имели танто (короткий меч), а также искусно владели цепями и веревками. Девочек с раннего возраста учили обращаться, в первую очередь, с кинжалом кайкэн: им было удобно наносить удары в ближнем бою. Кайкэн прятали в рукаве или за поясом, иногда помещали в небольшой мешочек. Длина лезвия составляла около 6 сантиметров. Этот кинжал также использовался как орудие самоубийства.
Зачем же влиятельные семьи обучали своих женщин воинской профессии?
Во-первых, для защиты собственного дома в те времена, когда сами самураи участвовали в сражениях.
Во-вторых, если некому было отомстить за обиду или убийство сюзерена, эту роль вынуждена была брать на себя женщина из вассального самурайского семейства.
Женщины-воины участвовали также и в сражениях. Согласно археологическим раскопкам, на местах крупных битв в Японии примерно 30% найденных останков оказались женскими.
Немного об оружии онна-бугэйся
Мы знаем, что каждый самурай имел при себе как минимум 3 вида оружия, так называемый, "самурайский набор":
• Катана (刀) — меч
• Вакидзаси (脇差) — средний меч
• Танто (短刀) — короткий меч
Онна-бугэйся, японские женщины-воины знали, как обращаться с этим мужским набором клинков (их обучали этому с малых лет), но всё же для них удобнее было использовать такое оружие, как:
• Нагината (薙刀) — изогнутый клинок с длинной рукоятью
• Кайкэн (懐剣) — разновидность танто, короткий женский меч, который девочки получали в день своего совершеннолетия (12 лет)
• Яри (槍) — копье
• Также они активно использовали цепи и верёвки.
• Кайкэн (懐剣) — разновидность танто, короткий женский меч, который девочки получали в день своего совершеннолетия (12 лет)
• Яри (槍) — копье
• Также они активно использовали цепи и верёвки.
Онна-бугэйся совершает дзигай
Ну, а вместо сэппуку (или харакири) женщины-воины самурайского сословия совершали дзигай (自害) — женское ритуальное самоубийство. Они перерезали себе на шее сонную артерию с помощью кайкэна. Однако перед ритуалом онна-бугэйся обязательно связывали себе лодыжки, чтобы и после смерти сохранить «пристойную позу».
Известные воительницы, знаменитые онна-бугэйся.
О реальных онна-бугэйся складывались легенды, которые передавались из поколения в поколение. Кому-то даже ставились памятники (но уже в наше время). Этих женщин почитают и помнят.
Вот несколько из них.
Томоэ Годзэн: героиня войны Гэмпэй
Томоэ Годзэн была знаменитой онна-бугэйся. В книге "Повесть о доме Тайра" (Хэйкэ-моногатари) упоминалось, что сказания об её отваге оказали влияние на все последующие поколения самураев.
На закате периода Хэйан (794 - 1185 гг.), во время гражданской войны между кланами Минамото и Тайра в 1180–1185 годах (война Гэмпэй), которая привела к появлению первого в Японии сёгуната, Томоэ Годзэн (слово "Годзэн" означает "дама") занимала высокий пост в армии своего дайме Минамото-но Есинаки (если считать, что класс самураев был элитой японского общества X—XIX веков, то даймё — элита среди самураев). И, по некоторым сведениям, она была его любовницей или даже женой.
Томоэ описывали как прекрасную женщину с длинными черными волосами и белой кожей, но не красота была её главным оружием — она в совершенстве владела мечом и луком, прекрасно держалась в седле и "стоила тысячи мужчин" на поле боя. Так, в битве при Йокотагаваре она лично обезглавила семерых воинов, а при Тонамияме вела в бой войско в тысячу бойцов. Во время войны Гэмпэй она повела в бой 300 самураев против 2000 солдат вражеского клана Тайра и, вопреки всему, одержала победу.
В битве при Авадзу в 1184 году, преданная своему господину, как истинный самурай, Томоэ Годзэн последовала за Ёсинакой в последний бой — их армия сражалась со значительно превосходящим войском двоюродных братьев Минамото. Онна-бугэйся оставалась в числе последних воинов Ёсинаки, и тот, осознавая близкое поражение, приказал ей бежать, так как не хотел вступать в свою последнюю битву в компании с женщиной.
Изображение Томоэ Годзэн, убивающей Утидо Сабуро Иэеси в битве при Авадзу в 1184 г. Автор Исикава Тоенобу (1750 г.)
Война — дело женское
Томоэ подчинилась, но напоследок снесла голову одному из сильнейших командиров армии противника Утиду Иэеси, доказав свою верность и силу. Однако, в итоге, войско Есинаки было разгромлено, господин Годзэн погиб в той битве, а дальнейшая судьба Томоэ покрыта завесой тайны.
Хангаку Годзэн прекрасна даже для противников
Вторая знаменитая воительница — Хангаку Годзэн — отличилась на поле боя уже после победы клана Минамото в войне Гэмпэй и установления сёгуната. Женщина происходила из клана Дзё, преданного клану Тайра, который потерпел поражение в гражданской войне. После победы Минамото брат Хангаку Годзэн поднял восстание и был убит, из-за чего онна-бугэйся повела трехтысячную армию против десятитысячного войска нового сёгуна.
По легенде, она искусно владела луком и нагинатой и яростно сражалась в заведомо проигрышной битве, пока не была ранена и захвачена в плен. Но стойкость и сила Хангаку так поразили воинов противника, что один из них захотел жениться на храброй онна-бугэйся — и сёгун дал своё согласие на этот брак.
Комацухимэ: красавица с клинком
Портрет Комацухимэ периода Эдо
Комацухимэ была ещё одной легендарной онна-бугэйся, жившей в периоды Сенгоку и Эдо. По преданиям, Комацухимэ отличалась не только красотой, но и фантастическим умением обращаться с клинком. И пусть она не сражалась в битвах, подобно Томоэ Годзэн, самураи чтут её за участие в делах клана Санада.
Отцом Комацухимэ был прославленный военачальник Хонда Тадакацу, служивший принцу Токугаве Иэясу. Благодаря исключительной верности отца Иэясу впоследствии удочерил Комацухимэ.
Комацухимэ и её отца впечатлила воинская доблесть рода Санада в битве при замке Уэда. Поэтому она вышла замуж за сына главы рода Санада — Санаду Нобуюки. Но спустя некоторое время Нобуюки, муж Комацухимэ, перешел на сторону враждующего клана Токугава, вызвав таким образом внутренний конфликт.
Однажды в разгар этой распри Масаюки, глава рода Санада и отец Нобуюки, остановился у замка Нумата, чтобы повидать своих внуков. Комацухимэ, в полном боевом снаряжении, вышла встречать свекра, сказав следующие слова: "Поскольку мы разошлись в этом конфликте по разные стороны, я не могу позволить тебе войти в замок, хотя ты и мой свёкор". Но будучи воистину благородной онна-бугэйся, Комацухимэ уважила желание Масаюки и привезла своих детей повидаться с дедушкой в храм, куда тот отправился после встречи у ворот неприступного замка.
Комацухимэ восхваляли как хорошую жену и мудрую мать, она была настоящей онна-бугэйся, уверенной и непреклонной, и её почитают по сей день.
Накано Такэко – и в смерти честь!
Наконец, славу последней онна-бугэйся заслужила Накано Такэко, погибшая в битве за Айдзу в 1868 году. Это было время войны между сторонниками сёгуна и императорской армией: после падения сёгуната верные ему войска продолжали сражаться. Одним из очагов сопротивления стал замок Айдзу-Вакамацу.
Во время обороны замка Накано Такэко, повела в бой против императорских сил отряд воительниц, вошедший в историю под названием "женская армия".
Они действовали сами по себе, ведь местные чиновники запретили женщинам сражаться. Но это не остановило Такэко. В яростном бою она забрала жизни нескольких мужчин, вооруженных огнестрельным оружием, но не смогла избежать пулевого ранения. Такэко, как истинная онна-бугэйся, не могла позволить врагам забрать свою голову в качестве трофея и попросила родную сестру обезглавить её.
Верные сёгунату силы потерпели поражение в битве за Айдзу. В Японии была восстановлена власть императора, что ознаменовало закат эпохи самураев. А вместе с ними в небытие ушли и онна-бугэйся.
Добавил Кумихо-ши, 13.02.24
Нравится:
Благодарностей: 15 показать