5 декабря 2008 года состоялась премьера китайского режиссера Чень Кайгэ, снявшего биографический фильм "Мей Ланьфан: навсегда очарованный", также имеющий второе название "Мэй Орхидея".
Чэнь Кайгэ является одним из представителей 5-го поколения китайских режиссеров, которые обратили внимание всего мира на свои работы.
Лауреат множества международных премий, включая пальмовую ветвь. Наверное, стоит отметить, что эта награда была за фильм
"Прощай, моя наложница" (1993), который являет собой ту же историю про Мей Ланьфана слегка в искаженном виде, т.е неправдоподобную. Поэтому, прежде чем снять эту ленту, он заручился одобрением со стороны семьи актера: регулярно консультировался с сыном Ланьфана и получил его официальное одобрение: разумеется, работал он не унижая личность этого человека, придавая огласке его любовь вне очага родной семьи.
Эта лента повествует о жизни артистов пекинской оперы, в основе её лежит автобиография человека, который прославился на весь мир исполнением женских ролей, а также известным под псевдонимом
Орхидея. Все это происходит на фоне политических изменений Китая, середины 20-х годов. Она показывает и обнажает все тонкости того времени, иногда вскользь показывая трагичную гомосексуальную любовь и привязанность. Эта лента не являет собой провокацию, тем более не агитирует, нет, это классическое изложение того периода жизни людей.
© EVRo
Мэй Ланьфан ( 22 октября 1894, Пекин, Империя Цин — 8 августа 1961, Пекин, КНР) — китайский актёр, исполнитель ролей женского амплуа «дань» в пекинской опере.
Вместе с Шан Сяоюнем, Чэн Яньцю и Сюнь Хуэйшэном Мэй Ланьфан известен как один из Четырех великих дань золотой эры пекинской оперы.
Мэй Ланьфан — это сценический псевдоним. Настоящее имя — Мэй Лань. Второе имя — Ваньхуа.
Родился 22 октября 1894 года в Пекине в семье выходцев из области Тайчжоу провинции Цзянсу.
Несколько поколений предков Мэй Ланьфана играли в постановках пекинской и кунской опер.
Среди них был и его дедушка по отцовской линии Мэй Цяолин, прославившийся исполнением женских ролей дань и бывший одним из тринадцати великих актёров поздней Цин. Мэй Цяолин часто выступал в императорском дворце. Дедушка по материнской линии, Ян Луншоу, исполнял роли ушэн (амплуа шэн-военного).
Рано потеряв родителей (отец, Мэй Чжуфэнь, умер 26 лет от роду), остался под опекой дяди Мэй Юйтяня и с 8 лет начал проявлять интерес к актёрской карьере. Первый учитель сначала посчитал, что у мальчика нет актёрских перспектив, поскольку, на его взгляд, у того оказались невыразительные глаза. Многомесячные тренировки помогли Мэй Ланьфану преодолеть эту проблему. Чтобы стать актёром пекинской оперы, необходимо было заниматься с утра до вечера, изучать песенное искусство, кун-фу и акробатику под строгим руководством учителей (в школе пекинской оперы практиковалась порка учеников, не исключены были и смертельные исходы).
В десять лет дебютировал в спектакле «Супружеская пара богини и земледельца».
В 14 лет присоединился к театральной труппе Силяньчэн (позднее переименованной в Фуляньчэн).
В 1910 году женился на Ван Минхуа: ему было 16, ей — 18. От этого брака родились сын и дочь, которые впоследствии скончались в детском возрасте. Ван Минхуа сделала операцию по стерилизации и не могла больше иметь детей. Она также умерла молодой (в 1929 году от туберкулёза).
Благодаря прекрасному владению основными компонентами китайской оперы — пением, танцем и исполнительским мастерством — в 1911 году был назван третьим среди лучших актёров в Пекине.
Девятнадцати лет, в 1913 году, со спектаклем «Куртизанка Юй Танчунь» отправился в Шанхай, где добился большого успеха.
Его стали называть лучшим исполнителем женских ролей пекинской оперы в мире, даже стали выпускать сигареты, названные его именем.
В ходу была поговорка: «Если хочешь жениться, жена должна быть похожа на Мэй Ланьфана; если хочешь завести сына, он должен быть похож на Чжоу Синьфана». Такое внимание смущало актёра.
Оставаясь в браке с Ван Минхуа, в 1921 году вступил во второй брак с Фу Чжифан, от которого родилось девять детей.
В 1922 году основал собственную театральную труппу Чэнхуа. Начал включать в постановки новые приёмы игры: дань-дева, дань-кокетка, дань-воительница. Также начал экспериментировать с декорациями, гримом, головными уборами и костюмом.
В 1925 году познакомился с актрисой пекинской оперы, исполнительницей ролей амплуа лаошэн («старик»), Мэн Сяодун.
Будучи уже дважды женат, в 1927 году вступил в брак и с ней, но в 1933 году они развелись.
В 1930 году отправился в гастрольный тур по США, во время которого выступал в Сиэтле, Чикаго, Вашингтоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Гонолулу и Сан-Диего. Американская публика тепло встретила творчество Мэй Ланьфана. Помонский колледж в Клермонте и Университет Южной Калифорнии присвоили ему почётную докторскую степень.
В 1935 году посетил с гастролями СССР. Во время визита встречался с советскими театральными деятелями, в том числе Станиславским, Немировичем-Данченко, Мейерхольдом и Эйзенштейном. Находившийся в это время в Советском Союзе Брехт также посетил выступление Мэй Ланьфана, впечатления от которого впоследствии нашли своё отражение в его творчестве. Выступление в Ленинграде посетил Сталин. Мейерхольд об этих гастролях написал восторженную статью, а Эйзенштейн на их основе создал фильм.
В 1938 году переехал в Гонконг. Из-за начавшейся японской оккупации оставил сцену, чтобы не выступать для японских солдат.
В качестве акта пассивного сопротивления отрастил усы, что не могло сочетаться с ролями дань. В итоге его банковские счета оказались заблокированы, и, чтобы обеспечить семью, Мэй Ланьфан стал рисовать картины на продажу. Из-за финансовых трудностей в 1941 году переехал в Шанхай. На сцену вернулся только по окончании Второй мировой войны в 1945 году, и больше не покидал её до самой смерти.
Умер в Пекине 8 августа 1961 года.
Большой театр Пекинской оперы носит имя Мэй Ланьфана
2009 год
-
Asian Film Awards (Гонконг): лучший дебют исполнителя (
Юй Шао Цюнь).
-
Золотая лошадь (Тайвань): лучший дебют исполнителя (
Юй Шао Цюнь); лучший актер второго плана (
Чжан Цзыи).
-
Золотой феникс (Китай): лучший дебют исполнителя (
Юй Шао Цюнь).
-
Золотой петух (Китай): лучший фильм; лучший актер второго плана (Ван Сюэци).